концом к мачте, по которому растягивается нижняя кромка паруса.
Глиссирование — вид движения быстроходных судов при высоких скоростях, напоминающий скольжение по воде, при этом только небольшой участок днища судна соприкасается с водой.
Главные размерения — длина, ширина, высота борта и осадка судна, измеренные по наружной поверхности судна.
Габаритные размерения — габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей.
Грот — парус на грот-мачте судов с косым вооружением и нижний парус на такой же мачте у судов с прямым вооружением.
Дека — перекрытие между надувными бортами, закрывающее часть кокпита надувной байдарки.
Дрейф — перемещение судна под влиянием ветра или течения.
Дректов — канат, которым якорь крепится к судну.
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, разделяющая корпус на правую и левую половины.
Килеватость — форма днища лодки в виде двугранного угла.
Киль - продольный элемент корпуса судна, идущий в ДП и расположенный под днищем.
Кильсон — днищевая продольная внутренняя связь, расположенная над днищем.
Кокпит — внутреннее пространство лодки между бортами для размещения людей.
Карлингс — продольная подпалубная связь.
Комингс — конструкция в виде буртика, окаймляющая кокпит от захлестывания водой.
Кранец — приспособление, служащее для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки у причала.
Леер — натянутая веревка, отрезки которой закреплены на бортах и служат для удобства удержания лодки людьми, находящимися в воде.
Левентик — положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.
Люверс — круглое отверстие, расположенное вдоль шкаторин парусов, тентов, рантовых швов корпуса лодки, сидений, отделанное металлическими кольцами. Люверсы служат для пришнуровы-вания парусов к реям, мачтам, тентов и т. п.
Мачта — вертикальная или наклонная часть рангоута судна с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.
Мидель — слово, обозначающее «средний», например, мидель шпангоут — средний по длине судна шпангоут. Под словом мидел~ иногда понимают наибольшую ширину судна.
Мидель-шпангоут (мидель-плоскость) — вертикальная попереч ная плоскость, проходящая посередине длины судна, на баз которой построен теоретический чертеж.
Миля (морская) — длина 1 мин. дуги земного меридиан является переменной величиной, зависящей от широты места В СССР морская миля установлена длиной 1852 м.
Метацентрическая высота (MB) — возвышение метацентра на центром тяжести. MB рассматривается в судостроении как мер остойчивости судна.
|