3.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
И ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТИ
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ. Для того чтобы убедиться в правильности выбранной формы корпуса и главных размерений, а также в том, что при максимальной загрузке будет обеспечена необходимая безопасность, следует определить максимальную грузоподъемность лодки — общую массу груза, размещенного на борту, включая людей, оборудование, двигатель и топливо.
Поскольку надувная лодка представляет собой изделие, заполненное воздухом, расчет грузоподъемности сводится практически к определению объема воздуха, заключенного внутри оболочки лодки. Максимальная грузоподъемность лодки (кг) должна быть равна
т = 0,75К-1000 - М.
Здесь V— объем надувных камер плавучести, наполненных воздухом при номинальном рабочем давлении, м3; М-общая масса лодки в том виде, в котором она поставляется • изготовителем (т. е. масса лодки в комплекте, но без массы двигателя и топлива), кг.
Вычисление объема наполненной камеры плавучести производится с большей или меньшей степенью точности в зависимости от того, какой метод расчета будет положен в основу. Наиболее распространенным является способ, при котором объем камеры плавучести мысленно разбивают на простые геометрические объемы, находят объем каждого тела, а затем, суммируя их, получают общий объем.
При расчете максимальной грузоподъемности следует также учитывать объемы надувных сидений, компенсатора, фальшбортов и других аналогичных отсеков, которые удовлетворяют следующим требованиям:
— представляют собой одно целое с конструкцией лодки;
— постоянно присоединены к корпусу и надуваются независимо от него;
— обеспечивают дополнительную плавучесть в затопленном состоянии.
ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ. Исходя из грузоподъемности лодки уточняют пассажировместимость, т. е. максимальное количество людей, которых можно удобно разместить в лодке. Пассажировместимость рассчитывают как функцию плавучести и обитаемости.
|