чете оболочки лодки на прочность первоначально определяют избыточное давление ртб, вызванное возможным повышением температуры при различных условиях эксплуатации:
Ртб =Р2 —Ро-
Здесь ро — атмосферное давление воздуха, равное 101 кПа (760 мм рт. ст.); р2 .— абсолютное давление воздуха в оболочке при предельных значениях абсолютной температуры Т2, К, окружающего воздуха, кПа, определяемое из известного уравнения
P2=PlT2/Tu
где р] — абсолютное заданное рабочее давление воздуха в оболочке при средних значениях абсолютной температуры Т{ окружающего воздуха, кПа, равное р\ = р0 + р. Практически рабочее избыточное давление р для надувных лодок выбирается в зависимости от назначения, конструкции, применяемых материалов, способа газонаполнения и составляет обычно для гребных и парусных лодок 8—13,3 кПа (60—100 мм рт. ст.), для моторных лодок 9,3—18,6 кПа (70— 140 мм рт. ст.).
Абсолютные температуры воздуха в оболочке при средних рабочих значениях температур /( окружающего воздуха определяются как Т\ = 273 -Mi, а при предельных значениях температур t2 окружающего воздуха как Т2 = = 273 + t2. Температуры эксплуатации t\ и t2 выбирают исходя из макроклиматических условий, в которых будет использоваться лодка (табл. 3.4).
Таблица 3.4. Температура эксплуатации надувных лодок, °С
Район эксплуатации
|
Значения (j
|
Значения 12
|
|
|
|
|
|
|
верх-
|
ниж-
|
сред-
|
верх-
|
ниж-
|
|
нее
|
нее
|
нее
|
нее
|
нее
|
Макроклиматический с умерен- +40 —40 + Ш + 45 - 50
ным климатом
Макроклиматический с тропи- +45 —10 +27 +55 —20 ческим климатом
Макроклиматический с умерен- +40 — 40 +10 + 45 —40 но холодным морским климатом
Неограниченный район плава- +45 — 40 + 27 + 45 —40 ния
Все макроклиматические +45 —60 +27 +55 ~W
|