Таблица 3.5. Увеличение рабочей и иределыюй температур, °С
Район эксплуатации
|
Увеличение
|
'1
|
'2
|
Макроклиматический с умеренным климатом
|
5
|
|
10
|
Все макроклиматические Неограниченный район плавания
|
5 0
|
|
5 0
|
В связи с тем что надувные лодки эксплуатируются на открытом воздухе под воздействием солнечных лучей, средние значения рабочей температуры t\ и предельной температуры t2 уточняют (табл. 3.5). Дополнительно для изделий, у которых поверхности, нагреваемые солнцем, имеют цвет, отличный от белого или серебристо-белого, рабочие (а для изделий с неограниченным районом плавания также и предельные) температуры увеличивают на 5°С.
Для вывода зависимости между избыточным давлением внутри оболочки и возникающим в материале продольным и кольцевым натяжениями рассмотрим надувную лодку как сумму геометрических тел цилиндрической, конической и тороидальной форм. Примем, что давление воздуха внутри оболочки лодки распределено равномерно по ее поверхности; в материале оболочки под воздействием внутреннего давления возникают только растягивающие натяжения.
Приведем формулы для расчетов натяжений каждой части оболочки лодки.
Цилиндрическая пневмооболочка. У большинства надувных лодок борта в средней части являются цилиндрическими независимо от выбранной формы. Расчет натяжений цилиндрической пневмооболочки ведут по формулам
Та = р«&г; Тк = pm(,rj2,
где Гп и Тк — продольное и поперечное (кольцевое) натяжения соответственно, Н/см; г — радиус оболочки, см.
В цилиндрической пневмооболочке разрыв при превышении давления наиболее вероятен по образующей цилиндра в продольном направлении при условии, что материал имеет одинаковую прочность по обоим направлениям (рис. 3.2).
Коническая пневмооболочка. Конические пневмооболочки применяют как составные элементы в консольных оконечностях катамаранов и лодок U-образной формы, а также
|